Влияние стиля семейного воспитания, традиций семьи на формирование личности ребенка
Семья традиционно считается одним из важнейших институтов воспитания, значимость которого определяется, прежде всего, тем, что ребенок в кругу семьи проводит большое количество времени. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, поскольку именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка.
Степень воздействия на развитие личности ребенка зависит от многих факторов: от возраста, темперамента, менталитета, пристрастий, интересов, отношений ребенка и его родителей, и, конечно же, от стиля семейного воспитания, который позволяет не только воздействовать на развитие личности ребенка, привить ему те или иные качества, убеждения, установки, представления, но и помочь ему адаптироваться к условиям социальной среды.
Вопрос влияния стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка сегодня особенно актуален, поскольку существует проблема развития психически и психологически здоровой, открытой, интеллектуально развитой, самодостаточной и коммуникабельной личности, которая формирует нацию и общество в целом. Кроме того, актуальность данного вопроса обуславливается и тем, что сегодня наблюдается рост социальной дезадаптации детей (социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды), которая проявляется в потере социальных связей с семьей; а также необходимостью возрождения семейных ценностей, воссоздания функционального значения семьи как института, который способствует формированию элемента социума, где определяющую роль играет стиль воспитания.
Стиль семейного воспитания – это способ взаимоотношений в семье, подразумевающий использование родителями комплекса приемов и методик влияния на ребенка, которые определяются оригинальной манерой вербального и невербального взаимодействия, а также характеризуются уровнем контроля, опеки и заботы, качеством психоэмоциональных контактов между взрослыми и детьми, характером влияния на поведение ребенка со стороны родителей, числом запретов и т.д.
На сегодняшний день существует множество классификаций стилей семейного воспитания, традиционной считается классификация Д.Баумринд, которая включает в себя следующие типы:
1) авторитарный стиль воспитания характеризуется беспрекословным подчинением и послушанием взрослым (взрослому). В таких семьях не учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, его интересы, желания, стремления. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Взрослые обычно сдержанны в отношениях с детьми. Такое поведение родителей отрицательно сказывается на развитии личностных качеств ребенка.
2) либеральный стиль воспитания предполагает, что ребенок получает полную свободу действий, в отношении его не устанавливается никаких рамок и ограничений. Даже если поступки детей сердят родителей и выводят из равновесия, они стараются подавить свои чувства, относиться к своим детям с сердечностью и теплотой, принимая их такими, какие они есть. При таком избытке свободы несовершеннолетний практически лишен родительского руководства. При этом, родители стремятся больше отдавать, чем требовать, не ждут от ребенка зрелого поведения и самостоятельности, что в последствии отражается и на самом ребенке, он становится неуверенным в себе, неспособным противостоять ежедневным трудностям, подверженным депрессиям и фобиям.
По мнению психолога Д.Баумринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей.
3) демократический стиль воспитания. В основе лежит взаимная любовь, поддержка, уважение, забота друг о друге, частое общение и т.д. Родители тверды, справедливы и последовательны в своих требованиях по отношению к ребенку, используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, но не силу, поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка, при этом настаивают на подчинении установленным стандартам поведения. Ребенок получает хорошие возможности для своего личностного развития, он менее подвержен негативному воздействию со стороны сверстников и взрослых, успешно выстраивает с ними отношения.
Так, демократический стиль, в отличие от либерального и авторитарного, способствует формированию в ребенке адекватной самооценки, которая, в свою очередь, позволяет ему правильно выбирать те личностные качества, которые необходимо развивать. При этом ребенок будет адекватно оценивать свои способности, не преувеличивая их и не приуменьшая.
Адекватная самооценка подразумевает определение не только тех направлений, где могут быть достигнуты большие результаты, но и тех, где человек не может на них претендовать, иными словами самооценка формирует четкое представление своих сильных и слабых сторон.
Современные ученые Э.Маккоби и Дж.Мартин дополнили классификацию Д.Баумринд еще одним типом:
4) индифферентный стиль воспитания характеризуется отсутствием требований, определенных реакций на потребности ребенка, а также близкого взаимодействия с ним. Родители хоть и удовлетворяют все основные потребности ребенка, однако практически не интересуются его жизнью (им безразлично, что с ним происходит). Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Все это отражается на ребенке: он становится замкнутым, отчужденным, зачастую агрессивным.
Следует также отметить, что в реальности очень сложно встретить семью, которая применяет лишь один из вышеназванных стилей воспитания. Как правило, практикуется их сочетание. К примеру, отец использует авторитарный стиль, мать – демократический; либо каждый из родителей в процессе воспитания использует приемы как авторитарного, так и либерального стилей. Поэтому для более глубокого понимания вопроса влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка необходимо рассматривать все нюансы относительно того, как складываются взаимоотношения в каждой конкретной семье, какие методы используются родителями для наказания и поощрения, каких нравственных ценностей придерживается семья и т.д. Только после этого можно говорить о наиболее характерном для данной семьи стиле воспитания.
Таким образом, стиль воспитания является многоаспектной категорией, обладающей условным характером и изменчивой природой. Например, авторитарный стиль воспитания, который используется родителями, с течением времени может перейти в демократический, либо либеральный стиль – в авторитарный и т.д.
В формировании личности ребенка также большую роль играют семейные традиции. Они продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек.
Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные завтраки, ужины, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Например, за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями, мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция свободных высказываний и обмена мнениями.
Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, великодушие, уступчивость – все без чего не может существовать семья, развиваться. Хорошо, если отец вместе с детьми создает культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) культ отца, когда дети видят, как отец и мать уважают друг друга, не на словах, а на деле.
Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для отдельной семьи.
Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если ребенок болеет, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию чувства собственной значимости. Ребенок приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания ребенка. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на детскую психику.
Таким образом, дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, так как взрослые являются самым первым и самым главным примером для подражания детей.
Справочно:
Рекомендации родителям:
1. Необходима согласованность требований всех членов семьи в воспитании ребенка.
2. Требования должны предъявляться авторитетно, необходимо соблюдать серьёзность, твердость тона, но при этом быть справедливым и последовательным, понятными для ребенка. Следует объяснять, почему нужно поступить так, а не иначе.
3. Проявляйте деликатность. Важно уметь разговаривать с ребенком и выслушивать его, проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение. Если чувствуете, что раздражены, отложите разговор, пока не успокоитесь вы и ребенок.
4. Следует выбирать время и место для разговора с ребенком «по душам». Важно не делать замечаний в присутствии посторонних. Начиная важный разговор, убедитесь, что это вовремя, и ребенок готов слушать и воспринимать вас.
5. Положительный детский поступок должен подкрепляться оценкой (поступил как внимательный сын, как добрый человек). Хвалите, поощряйте за поведение, которое считаете правильным. Наказания и поощрения должны быть уравновешены между собой.
6. Важно уметь понять ребенка и мотивы его поступков, чтобы, встав на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, а главное – при выборе приемов воздействия опираться на лучшее, что есть в ребенке.
7. Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу и проявлять уступчивость, напротив – это быть разумно требовательным и в меру строгим!