В нашем учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов:
- Конкурсы;
- Соревнования;
- акции;
- трудовые и экологические десанты;
- творческие проекты;
- субботники;
- смотры-конкурсы;
- «зеленые» и «голубые» патрули;
- концерты агитбригад, дежурства и др.
При организации общественно полезного труда, в нашей школе используются разнообразные методы:
- передача опыта (упражнения по формированию трудовых навыков при выполнении конкретных операций);
- стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, взаимопомощи, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
- контроль и самоконтроль (рефлексия деятельности).
Основными видами общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
- самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
- изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
- уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
- охрана окружающей среды;
- благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
- уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
- оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.