Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР

Дата: 23 сентября 2019 в 21:45, Обновлено 27 сентября в 10:53

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:

- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.  

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования. 

В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» и на её основе при составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения».

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете. 

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

•   предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

•  помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

•    коррекция эмоционально – волевой сферы;

•    психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;

•    всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;

•     утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

•     коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

•     рассмотрение конфликтных аспектов;

•     включение родителей в деятельность группы сопровождения;

•     повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Принципы психолого-педагогического сопровождения

1.    Рекомендательный характер.

2.    Приоритет интересов сопровождаемого.

3.    Непрерывность сопровождения.

4.    Мультидисциплинарность.

Этапы сопровождения:

1.    Аналитический.

2.    Диагностический.

3.    Практический.

4.    Рефлексивный.

Факторы успешной работы группы:

•      необходимость тщательной диагностики;

•      необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;

•       необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;

•       необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

•       необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;

•      включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.

Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения

Представитель администрации:

• руководитель службы сопровождения:

• перспективное планирование деятельности службы;

• координация деятельности и взаимодействия специалистов;

• контроль над организацией работы, анализ эффективности.

Учитель-дефектолог:

• проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;

• осуществление образовательной работы;

• осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

Учитель класса:

• выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);

• учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.

Воспитатель группы продленного дня:

• определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;

• реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.

Педагог-психолог:

• психологическая диагностика;

• психокоррекция;

• психологическое консультирование;

• разработка  рекомендаций другим специалистам.

Педагог социальный:

• объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;

• изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;

• решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Медицинский работник:

• организация и контроль антропометрии;

• разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;

• обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;

• ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

Области деятельности специалистов

Педагог-психолог:

•         результаты познавательной сферы ребенка;

•         особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.

•         особенности межличностных отношений ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.

Педагог социальный:

•         характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;

•         жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

•         конфликтные аспекты в работе с семьей.

Учитель-дефектолог:

•         трудности в усвоении программы;

•         поведенческие особенности ребенка;

•         рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

•         особенности речевого развития ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;

•         возможности коррекции и прогноз.

 Воспитатель:

•         навыки самообслуживания;

•         характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

•         особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;

•         формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.

 Учитель музыки:

•         способности к творческой деятельности;

•         возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.

 Учитель физической культуры:

•         активность на занятиях;

•         предпочтения в упражнениях;

•         понимание команд, координация движений.

Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения

• создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:

 - определение целей и задач;

 - определение состава;

 - назначение руководителя;

 - определение направлений деятельности.

• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.

• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.

• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.

• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.

• Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.

В помощь специалистам:

Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания>>

Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:

- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;

- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;

- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;

- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;

- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;

- создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;

- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;

- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;

- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

- соблюдать профессиональную этику.       

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.