Государственное учреждение образования
«Гомельский областной институт развития образования»
Рекомендации
по подготовке заданий I и проведению I и II этапов
республиканской олимпиады по учебным предметам
Все этапы республиканской олимпиады по учебным предметам проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.11.2003 №73 (в редакции постановления от 05.08.2014 №125), на основании соответствующего приказа управления образования Гомельского областного исполнительного комитета.
I и II этапы олимпиады проводятся в соответствии с установленными управлением образования Гомельского областного исполнительного комитета сроками на базе учреждений образования по 17 учебным предметам, в них принимают участие все желающие учащиеся учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Руководство организацией и проведением I и II этапов олимпиады
Общее руководство организацией и проведением I этапа олимпиады осуществляет местный оргкомитет в учреждении образования, II этапа олимпиады – уполномоченный представитель оргкомитета совместно с организатором проведения олимпиады, местными оргкомитетами.
Местный оргкомитет олимпиады:
разрабатывает схему рассадки участников I и II этапов олимпиады;
обеспечивает регистрацию участников II этапа олимпиады по предъявлению документа, удостоверяющего личность, либо справки с места учебы с фотографией, подписанной руководителем учреждения образования;
обеспечивает присутствие в аудиториях лиц, ответственных за сопровождение I и II этапов олимпиады, из числа педагогов учреждения образования (неспециалистов по данному предмету или смежным дисциплинам);
обеспечивает дежурство (в том числе и медперсонала) в учреждении образования на I и II этапах олимпиады;
организует питание участников I и II этапов олимпиады;
организует торжественное открытие I и II этапов олимпиады;
обеспечивает ведение базы данных участников I и II этапов олимпиады.
Порядок доставки текстов олимпиадных заданий и обеспечения ими участников олимпиады
Олимпиадные задания тиражируются на каждого участника I этапа олимпиады местным оргкомитетом. На II этапе олимпиады задания тиражируются в количестве, соответствующем заявкам, направленным в оргкомитет и доставляются в опечатанном виде уполномоченными представителями в опорные учреждения образования района, города.
Вскрываются пакеты с заданиями в присутствии участников олимпиады в каждой аудитории. Уполномоченный представитель, организатор олимпиады обеспечивает заданиями каждого участника.
Проведение олимпиады
На I и II этапах олимпиады в аудитории присутствуют не менее двух ответственных за сопровождение тура, которые обеспечивают рассадку участников, оформление работ, следят за соблюдением порядка и дисциплины. Движение по аудитории допускается только в случае необходимости.
Участники I и II этапов олимпиады указывают на титульном листе работы название учреждения образования, класс, свою фамилию, имя, отчество, а также фамилию, имя, отчество педагога, который их подготовил к участию в олимпиаде. На листах, в которых выполняется задание, участником не делается никаких записей, пометок. Работа выполняется только ручкой с синим стержнем. При несоблюдении данного условия работы не проверяются и не оцениваются.
Время для выполнения олимпиадных заданий отсчитывается от момента раздачи текстов заданий всем участникам олимпиады и записывается на доске.
Не разрешается иметь при себе современные средства связи.
После окончания работы участники сдают тетради (листы с выполненными олимпиадными заданиями) ответственным в аудиториях, которые передают работы в местный оргкомитет I этапа, уполномоченному представителю II этапа олимпиады.
Порядок шифрования и дешифрования работ участников олимпиады
Шифрование работ участников олимпиады осуществляют представители местного оргкомитета I этапа олимпиады, уполномоченный представитель оргкомитета II этапа олимпиады, на которых возлагается ответственность за обеспечение конфиденциальности и идентификационных номеров участников.
Дешифрование работ участников проводится также представителями организационного комитета после завершения работы жюри по их оцениванию.
Порядок работы жюри
Состав жюри утверждается приказом руководителя учреждения образования на I этапе олимпиады; руководителями отделов образования, спорта и туризма райисполкомов, Гомельского горисполкома, УО «Гомельский государственный областной лицей», УО «Мозырский государственный областной лицей» на II этапе олимпиады.
Председатель жюри распределяет членов жюри для оценивания олимпиадных работ участников олимпиады.
После шифрования работы передаются председателю жюри для проверки. Жюри оценивает олимпиадные работы в день проведения олимпиады. Результаты выносятся на первый лист работы. Каждый член жюри подтверждает результаты оценивания своей подписью. Результаты проверки заносятся в ведомость председателем жюри.
Председатель жюри обеспечивает организацию проведения ознакомления учащихся с выполненными ими олимпиадными заданиями.
Награждение победителей проводится в торжественной обстановке на базе учреждений образования районов области, г.Гомеля.
Необходимо создать условия, позволяющие учащимся участвовать в олимпиаде по нескольким учебным предметам на первом и втором этапах (в учреждении образования и на уровне района (города)). Проинформировать педагогов, учащихся и их законных представителей о порядке проведения олимпиады, возможных интеллектуальных и психологических нагрузках, связанных с участием учащихся в олимпиаде по нескольким учебным предметам на первом и втором этапах.
Порядок ознакомления участников с результатами II этапа олимпиады и рассмотрения жюри обращений по вопросам оценивания выполненных учащимися олимпиадных заданий
По завершении всех туров II этапа олимпиады жюри проводит анализ выполнения участниками олимпиадных заданий.
После разбора олимпиадных заданий участники имеют право посмотреть свои работы, задать жюри вопросы, если они возникли в ходе просмотра.
Обращение участника по вопросу оценивания выполненного им олимпиадного задания рассматривается тем представителем жюри, который его оценивал.
Спорные вопросы рассматриваются совместно с председателем жюри и уполномоченным представителем. При необходимости проводится заседание жюри, на котором принимается окончательное решение по оцениванию соответствующего олимпиадного задания.
Разработка заданий
Разработчиками заданий для I этапа олимпиады могут быть методисты Р(Г)УМК, районные тренеры, творческие группы педагогов. Рекомендуется для всех участников I этапа олимпиады в каждом районе составлять единые задания.
При подготовке заданий I этапа следует ориентироваться на материалы предметных журналов, олимпиад прошлых лет (II, III и заключительного этапов) и использовать их, адаптируя и учитывая уровень сложности. Время выполнения заданий не должно превышать время, отведенное на выполнение соответствующих заданий III и заключительного этапов республиканской олимпиады.
При составлении заданий олимпиады рекомендуем включать темы и вопросы, содержащиеся как в школьной программе, так и находящиеся за её пределами.
Задания I этапа олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степеней сложности. В них должно быть несколько более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных или впервые участвующих в олимпиаде учащихся.
Сложные вопросы I этапа олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой необходимых знаний.
Учебные предметы «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык»
Задания I этапа республиканской олимпиады по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для учащихся X-XI классов рекомендуется разрабатывать по аналогии с заданиями заключительного этапа олимпиады и включать три тура.
I тур «Письменная работа»
Письменная работа состоит из:
заданий на проверку владения системой языковых норм и правил;
текста для чтения и заданий на проверку понимания его содержания.
Задания на проверку владения системой языковых норм и правил следует составлять с учетом лексической направленности олимпиадной работы. Рекомендуется включать следующие задания:
по английскому языку: употребление видовременных форм глагола, словообразование, словоупотребление, употребление артиклей, предлогов, фразовых глаголов и др. Это могут быть задания разных видов: множественный выбор, подстановка, перифраз, подбор синонимов, ответы на вопросы, исправление ошибок, составление предложений из слов и т.д.;
по немецкому языку: употребление артиклей, склонение и образование множественного числа существительных, склонение прилагательных, образование и употребление временных форм глагола, сочетание времен глагола, синонимия существительных и глаголов, употребление местоимений всех типов, употребление предлогов, управление глаголов и др. По виду заданий: подстановка, подбор синонимов или антонимов, исправление ошибок в предложениях и т.д.;
по французскому языку: словообразование, употребление времен и наклонений глагола в контексте, употребление в контексте артиклей, местоимений, предлогов, речевых клише, фразеологизмов и др. По виду заданий: выбор слова (в контексте или в отдельных фразах), определение лишнего слова, нахождение ошибок в предложениях, перевод с русского языка на французский устойчивых словосочетаний, подбор синонимов или антонимов и т.д.;
по испанскому языку: согласование прилагательного и существительного в роде и числе, употребление предлогов и артиклей, глаголов в соответствующем наклонении и временной форме, образование и употребление глаголов в положительной и отрицательной формах повелительного наклонения, употребление местоимений прямого и косвенного дополнений и др. По виду заданий: составление предложений из предложенных слов, подбор русских эквивалентов испанским пословицам, определение ошибок в предложениях или нахождение лишнего слова в предложениях, дополнение предложений подходящими по смыслу словами, подбор антонимов или синонимов, преобразование прямой речи в косвенную, выбор соответствующей реплики на предложенную ситуацию и т.д.
При составлении заданий, направленных на проверку владения системой языковых норм и правил, необходимо отдавать предпочтение заданиям открытого типа (без вариантов ответов).
Текст для чтения включается в письменную работу. Участники олимпиады используют его при выполнении заданий.
В задания на проверку понимания содержания прочитанного текста рекомендуется включать задания на составление связного текста из расположенных в произвольном порядке его фрагментов, выбор правильного ответа в соответствии с содержанием текста, заполнение пропусков подходящими по контексту словами/словосочетаниями или словами из предложенного перечня и др.
Рекомендуемое количество заданий тура олимпиады «Письменная работа» – 6-8. Общее количество позиций/баллов – 80 (по 1 баллу за каждую позицию): 65-70 позиций – на проверку владения системой языковых норм и правил, 10-15 позиций – на проверку понимания содержания прочитанного текста.
Рекомендуемое общее время, отводимое на выполнение заданий письменной работы, – не более 120 минут.
II тур – «Аудирование»
Данный тур включает поочередное однократное прослушивание звукозаписей двух текстов и выполнение заданий на проверку понимания этих текстов (по каждому из текстов задания выполняются отдельно).
Длительность звучания каждого из текстов – 3-5 минут (печатный вариант каждого текста (скрипт) занимает примерно 1 страницу формата А4).
Для проведения аудирования могут использоваться тексты разных типов (повествование, описание, рассуждение) и форм (монолог, диалог, полилог) или их комбинирование.
В олимпиаде по английскому языку рекомендуется использовать текст в британском варианте английского языка.
К каждому из текстов следует составлять одно задание, состоящее из 10 позиций (оценивать можно по 2 балла за каждую позицию). Рекомендуемое общее количество баллов за задания по двум текстам – 40.
Задания на проверку понимания прослушанных текстов могут включать: определение верных/неверных утверждений, выбор правильного варианта ответа из предложенных, нахождение соответствий, определение правильной последовательности предложений, выбор или дописывание правильного варианта окончания предложения, заполнение пропусков словами или фразами в соответствии с текстом, ответы на вопросы (например: Кто это сказал? Слышали ли Вы это в тексте? и др.), определение верного значения слова или устойчивого словосочетания (с выбором из предложенных вариантов) и др.
Рекомендуемое общее время, отводимое на выполнение заданий по двум текстам, – не более 60 минут (не более 30 минут на каждый из текстов).
III тур – «Говорение»
В задания тура следует включать 25 ситуаций или тем (можно в форме пословицы, крылатого выражения, цитаты известного человека и др.) в соответствии с предметно-тематическим содержанием, определенным учебной программой.
К каждой ситуации/теме разрабатывается по четыре вопроса для последующего общения с членами жюри олимпиады. Вопросы утверждаются вместе с ситуациями/темами и предназначаются только для членов жюри (участники олимпиады не знакомятся с вопросами заранее).
Критериями оценки устного ответа участника олимпиады могут быть следующие:
< >Фонетическая правильность речи – от 1 до 5 баллов.Лексическое наполнение – от 5 до 10 баллов:Лексическая правильность речи – от 1 до 3 баллов:Грамматическая правильность речи – от 0 до 10 баллов (за 2 грамматические ошибки вычитается 1 балл).Содержание монологического высказывания – от 2 до 10 баллов по сумме двух критериев:Умение вести беседу по предложенным членами жюри вопросам – от 0 до 12 баллов по сумме ответов на 4 вопроса:Вучэбныя прадметы «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура»
Заданні І этапу рэспубліканскай алімпіяды для вучняў IX-XI класаў рэкамендуецца распрацоўваць па аналогіі з заданнямі заключнага этапу. Алімпіяда ўключае тры туры: І тур – “Водгук”, ІІ тур – “Комплексная работа”, ІІІ тур – “Вуснае выказванне”. Змест алімпіядных заданняў павінен быць накіраваны на рэалізацыю шэрагу прадметных кампетэнцый: моўнай, камунікатыўнай і лінгвакультуралагічнай.
І тур – «Водгук»
Тур уключае выкананне пісьмовай работы творчага характару. Гэты від работы прадугледжвае наяўнасць ведаў, уменняў, навыкаў як па літаратуры, так і па мове, якія выяўляюцца пры правядзенні літаратуразнаўчага, лінгвістычнага аналізу тэксту праз асабістае ўспрыманне твора. Пры падборы тэкстаў неабходна ўлічваць актуальнасць іх зместу, маральныя і ідэйна-эстэтычныя вартасці, вобразнасць, зладжанасць мастацкай формы. Пры выбары мастацкіх твораў рэкамендуецца звяртацца да твораў школьнай праграмы, а таксама да тых тэкстаў, што ў яе не ўваходзяць. Неабходна ўключаць тэксты публіцыстычнага і мастацкага стылю, вершаваныя тэксты.
ІІ тур – «Комплексная работа»
Прапанаваныя ў комплекснай рабоце заданні могуць ахопліваць такія раздзелы сучаснага мовазнаўства як арфаэпія, фанетыка, фразеалогія, склад слова і словаўтварэнне, лексіка, марфалогія, сінтаксіс, а таксама выяўляць веды па беларускай літаратуры. Пры гэтым правяраецца мысленчая самастойнасць, кругагляд вучняў, творчыя задаткі.
Рэкамендуецца ўключаць 10-11 заданняў, з якіх 2 заданні павінны выяўляць веды па беларускай літаратуры. Рэкамендуемая агульная колькасць балаў можа складаць ад 50 да 60.
ІІІ тур – «Вуснае выказванне»
Праводзіцца ў вуснай форме. У заданні дадзенага тура можна ўключаць 80 тэм, пададзеных у 40 білетах (прыказкі, прымаўкі, афарызмы, крылатыя словы, цытаты вядомых дзеячаў, пісьменнікаў і паэтаў і г.д.) у адпаведнасці з прадметна-тэматычным зместам. Кожны ўдзельнік рыхтуе выказванне на адну з дзвюх прапанаваных тэм. Час на падрыхтоўку адказу не павінен перавышаць больш за 20 хвілін, адказ – да 10 хвілін.
Тэматыка вусных выказванняў, якая прапаноўваецца ўдзельнікам алімпіяды, у поўнай ступені павінна ахопліваць розныя бакі жыцця, пытанні гісторыі, мовы, культуры, літаратуры і адпавядаць узроставым асаблівасцям вучняў. Максімальная колькасць балаў за вуснае выказванне можа складаць 20.
Рэкамендуем правяраць водгук і ацэньваць вуснае выказванне ў адпаведнасці з крытэрыямі ацэнкі [дадаткі 1, 2].
Матэрыялы алімпіядных заданняў ІІІ і заключнага этапу рэспубліканскай алімпіяды можна знайсці на старонках прадметнага часопісаў “Роднае слова”, “Беларуская мова і літаратура”. У якасці дадатковага матэрыялу па падрыхтоўцы да алімпіяды можна звярнуцца да наступных выданняў:
1. Куліковіч, У.І. Алімпіяды па беларускай мове і літаратуры. Заданні да комплекснай работы. Водгук на мастацкі твор. Вуснае выказванне/ У.І. Куліковіч. – Мінск: Аверсэв, 2014.
2. Зелянко, В.У. Навучанне беларускай мове. Лінгвакультуралагічны падыход. 10-11 класы. Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў агульнай сярэдняй адукацыі/ В.У.Зелянко – НІА, 2011.
3. Праскаловіч, В.У., Кушнярэвіч, В.В. Выкажыся, каб я цябе ўбачыў! (Мастацтва вусных выказванняў): 9 клас: дапаможнік для настаўнікаў/ В.У.Праскаловіч, В.В.Кушнярэвіч – НІА, 2010.
Дадатак 1
Крытэрыi ацэнкi водгуку на мастацкi твор
Максiмальная колькасць балаў – 30
|
|
2 б. |
правiльнае разуменне тэмы i праблемы твора, дакладнае вызначэнне і абгрунтаванне аўтарскай пазіцыі |
1 б. |
няпоўнае разуменне тэмы i праблемы твора, недастаткова поўнае асвятленне аўтарскай пазіцыі |
0,5 б. |
прыблiзнае разуменне тэмы i праблемы твора, выяўленне асобных спосабаў раскрыцця аўтарскай пазіцыі |
|
|
6 б. |
дакладнае i вычарпальнае абгрунтаванне ўласнага прачытання твора; наяўнасць чытацкага вопыту (звесткi пра аўтара, паралелi з iншымi творамi, спасылкi на iншых аўтараў, уласныя паэтычныя радкi, цытаты i iнш.); дарэчнасць ілюстрацыйнага матэрыялу, яго дасканаласць, доказнасць, мэтазгоднасць, эфектыўнасць |
4-5 б. |
наяўнасць цiкавых назiранняў над творам, пэўнага чатацкага вопыту, эпiзадычнае абгрунтаванне сваiх вывадаў са спасылкай на тэкст i творы iншых аўтараў |
3 б. |
ацэнка асобных (2-3) аўтарскiх перакананняў, думак, разважанняў; частковае абгрунтаванне ўласнага прачытання твора |
2 б. |
наяўнасць асобных цiкавых назiранняў над творам без прывядзення небходнай аргументацыі да іх |
1 б. |
канстатацыя арыгiнальнасцi прачытанага, але адсутнасць доказаў, наяўнасць фактычных, лагiчных памылак у аргументацыйнай частцы, абмежаваны чытацкi вопыт, недакладнасць, спрошчанасць асабiстай ацэнкi, пераказ зместу твора, недарэчнае цытаванне твораў вядомых аўтараў |
|
|
7 б. |
дакладнае вызначэнне кампазiцыi твора, сюжэтных лiнiй, вобразаў, вобразных сродкаў выразнасці і iх цiкавая, арыгiнальная iнтэрпрэтацыя |
5-6 б. |
нязначныя недахопы ў інтэрпрэтацыі вобразных сродкаў і структуры тэксту |
4 б. |
наяўнасць нешматлікіх (1-2) памылак у вызначэнні і інтэрпрэтацыі кампазіцыі твора, сюжэтных ліній, вобразаў, вобразных сродкаў |
3 б. |
інтэрпрэтацыя асобных элементаў тэксту |
2 б. |
павярхоўнае бачанне ролі сюжэту, кампазіцыі, вобразаў, мастацкіх сродкаў у раскрыцці тэмы і ідэі твора; недакладнасці ў вызначэнні |
1 б. |
пералічэнне мастацкіх сродкаў без абгрунтавання іх ролі ў мастацкім творы |
|
|
3 б. |
прадуманасць кампазіцыі (адпаведнасць кампазіцыі водгуку асаблівасцям тыпу і жанру маўлення), багацце, разнастайнасць моўных сродкаў, дакладнасць словаўжывання |
2 б. |
нязначныя парушэнні кампазіцыйных частак, асобныя недахопы моўнага выражэння |
1 б. |
парушэнне жанравай цэласнасці водгуку, яго структурных (адсутнасць уступу або заключэння) і стылістычных патрабаванняў; парушэнне лагічнай сувязі кампазіцыйных частак, іх несуразмернасць; недахопы моўнага выражэння (беднасць слоўнікавага запасу, русізмы, калькі, моўныя штампы) |
па крытэрыях ацэнкі творчых работ вучняў |
|
|
|
2 б. |
арыгінальнасць трактоўкі, якая не пярэчыць сутнасным характарыстыкам мастацкага твора; дакладнасць, навуковы кругагляд, наяўнасць нестандартнай формы, яе мэтазгоднасць, эфектыўнасць пры дасягненні пастаўленых камунікатыўных задач |
1 б. |
наяўнасць асобнага(ых) цікавага(ых) назірання(яў), гісторыка-культурных параўнанняў, паралеляў з іншымі творамі; спрошчанасць, традыцыйнасць высноў; немэтазгоднасць абраных сродкаў і формы для вырашэння пастаўленых камунікатыўных задач |
Дадатак 2
Крытэрыі ацэнкі вуснага выказвання
Максімальная колькасць балаў – 20
|
|
5 б. |
поўная адпаведнасць паміж абранай тэмай і зместам выказвання |
4 б. |
правільнае разуменне тэмы, але нязначныя недакладнасці ў яе раскрыцці |
3 б. |
правільнае разуменне тэмы, але няпоўнае яе раскрыццё |
2 б. |
павярхоўнае разуменне і раскрыццё тэмы |
1 б. |
прыблізнае разуменне тэмы, неадпаведнасць зместу выказвання |
|
|
Уступ – 1 бал |
|
1 б. |
адпаведнасць тэме, арыгінальнасць, уменне прыцягнуць увагу слухачоў |
0,5 б. |
невыразнасць, парушэнне памераў (зацягнутасць, трафарэтнасць) |
0 б. |
адсутнасць уступных фраз |
Асноўная частка – 3 балы |
|
3 б. |
мэтазгодная сувязь частак, лагічнасць думак, пераканальнасць, выкарыстанне канкрэтных прыкладаў, цытат, аргументацыя і доказнасць выкладу |
2 б. |
нязначныя адхіленні ў разгортванні асноўнай часткі і яе змястоўнасці; |
1 б. |
парушэнне паслядоўнасці выкладу, лагічнасці, змястоўнасці, недастатковасць аргументаў, недарэчнасць прыкладаў, цытат |
0 б. |
адсутнасць аргументаў, цытат, спасылак |
Заключэнне – 1 бал |
|
1 б. |
кароткае абагульненне ідэй і меркаванняў, якія выражаюць задуму выказвання |
0,5 б. |
невыразнасць заключных фраз, парушэнне памераў, лозунгавасць |
0 б. |
адсутнасць заключнай часткі (вывадаў) |
|
|
Чысціня маўлення, захаванне лексічных, граматычных, арфаэпічных нормаў – 3 балы |
|
3 б. |
захаванне стылёвага адзінства, адсутнасцъ адступленняў ад літаратурнай мовы, парушэнняў адпаведных нормаў або нязначная (1-2 памылкі) іх колькасць |
2 б. |
наяўнасць нязначных парушэнняў стылёвага адзінства (да 3 памылак), парушэнняў адпаведных нормаў (3-4 памылкі) |
1 б. |
парушэнне стылёвай адпаведнасці (русізмы, паланізмы, дыялектызмы) – больш за З памылкі, – парушэнні адпаведных нормаў (больш за 4 памылкі) |
0 б. |
грубыя парушэнні нормаў (больш за 8 памылак) |
Багацце маўлення – 2 балы |
|
2 б. |
багацце слоўнікавага запасу, разнатыпнасць сінтаксічных канструкцый, дарэчнае выкарыстанне моўных сродкаў выразнасці |
1 б. |
пэўная наяўнасць разнатыпных сінтаксічных канструкцый, эпізадычнае выкарыстанне моўных сродкаў выразнасці |
0,5 б. |
спрошчанасць слоўніка, таўталогія, сінтаксічная прымітыўнасць, адсутнасць моўных сродкаў выразнасці |
|
|
Выразнасць – 1 бал |
|
1 б. |
выказванне выразнае, адсутнасць манатоннасці прамаўлення |
0,5 б. |
выказванне невыразнае, манатоннае, назіраецца абыякавасць |
Уменне трымацца перад слухачамі – 1 бал |
|
1 б. |
натуральнасць манеры, апраўданы артыстызм, дарэчнасць невербальных сродкаў камунікацыі (жэстаў, мімікі), адпаведны эмацыянальны стан |
0,5 б. |
неапраўданае акцёрства, манерства, пафаснасць |
Інтанацыя (паўзы, лагічны, слоўны і фразавы націскі, методыка) – 1 бал |
|
1 б. |
інтанацыйная выразнасць, разнастайнасць, наяўнасць паўз, лагічных і фразавых націскаў; апраўданае вар’іраванне сілы і вышыні голасу, тэмпу прамаўлення, дарэчнасць выбару мадэлі інтаніравання |
0,5 б. |
інтанацыйная невыразнасць, парушэнне рытму, тэмпу прамаўлення, адсутнасцъ лагічных і фразавых націскаў, паўз, выпадкі недарэчнага выбару мадэлі інтаніравання, неапраўданага змянення сілы і вышыні голасу |
V. Эфектыўнасць маўлення (2 балы) |
|
2 б. |
творчы характар выступлення, нестандартная трактоўка тэмы, арыгінальная кампазіцыя і форма выказвання; уменне зацікавіць аўдыторыю і ўтрымліваць увагу слухача на працягу ўсяго выступлення; дасягненне пастаўленай камунікатыўнай мэты |
1 б. |
традыцыйны характар выступлення, стандартная трактоўка тэмы, няўменне ўтрымліваць увагу аўдыторыі, зацікавіць слухача, няпоўная рэалізацыя пастаўленай камунікатыўнай мэты |
Учебные предметы «Русский язык» и «Русская литература»
Задания I этапа разрабатываются по аналогии с заданиями заключительного этапа и включают 3 тура. Содержание заданий направлено на формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).
I тур – «Отзыв»
Для написания отзыва о лирическом произведении рекомендуется подбирать тексты не из школьной программы, рассчитанные на определённый возраст участников (IX, X, XI классы), при анализе которых учащиеся смогут проявить знания, умения и навыки по написанию отзыва, а также их умение работать с неизвестным текстом.
Подбирая текст, необходимо учесть:
понятен ли смысл названия;
определяется ли тема, проблематика стихотворения;
анализируя образы героев (героя), можно ли сопоставить их по сходству, контрасту, ассоциации;
угадываются ли изобразительно-выразительные средства (фонетические, лексические фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические), тропы;
есть ли возможность у учащегося сравнить, как эта тема раскрыта у других поэтов.
Рекомендуем составлять и оценивать работы в соответствии с критериями оценки отзыва о лирическом произведении.
II тур – «Письменная комплексная работа»
В комплексную работу рекомендуется включать 10-12 заданий (количество заданий определяется в зависимости от их сложности), 2-3 из них – по русской литературе. В задания по литературе целесообразно включать вопросы по содержанию художественных текстов, биографическим данным писателей и поэтов, теоретический материал. Можно использовать в качестве заданий по литературе вопросы на знание учащимися отрывков из произведений наизусть (например, из четверостишия написаны только 3 или 2 строки, дописать остальные и т.д.).
Предлагаемые задания по языку должны охватывать все разделы современного русского языкознания: фонетику, орфографию, лексику, фразеологию, словообразование и состав слова, морфологию, синтаксис, пунктуацию. Это 8 заданий. При необходимости задания по одному из перечисленных разделов можно включить дважды.
Рекомендуется подбирать для комплексной работы несколько заданий повышенной сложности.
При подготовке комплексного задания по русскому языку и литературе можно ориентироваться на материалы предметного журнала, олимпиад прошлых лет (II, III и заключительного этапов) и использовать их.
Рекомендуемое максимальное количество баллов – 50.
III тур – «Устное высказывание»
Проводится в устной форме по критериям оценки устного высказывания [приложение 2]. Задания данного тура могут включать 90 тем (30 билетов) по 3 темы в билете. Тематика устных высказываний, которые предлагаются участникам олимпиады, в полной мере должна охватить разные стороны жизни, вопросы истории, культуры и литературы.
Темы для устного высказывания можно подготовить на основе:
высказываний поэтов и писателей;
эпиграфов к изучаемым произведениям;
поговорок и пословиц;
афоризмов, крылатых выражений;
четверостиший из стихотворений или отрывков из произведений;
тем устных высказываний II, III и заключительного этапов республиканской олимпиады прошлых лет.
Приложение 1
Критерии оценки отзыва о лирическом произведении (35 баллов)
< >Полнота и глубина интерпретации содержания произведения (10 баллов):Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявлении авторской позиции (10 баллов):учет жанровой специфики;раскрытие приёмов и средств выразительной и образной речи:фонетических;лексических (в том числе тропов);
фразеологических;
морфологических;
словообразовательных;
синтаксических;
< >определение размера, рифмы, строфики.Оценка текста отзыва (5 баллов):Грамотность (10 баллов).Необходимо пользоваться критериями оценки творческих работ учащихся.Приложение 2
Критерии оценки устного высказывания (15 баллов)
< >Содержание высказывания (5 баллов):соответствие темы, отсутствие необоснованных отступлений от темы;полнота раскрытия темы (наличие достаточного количества подтем для раскрытия темы);
глубина раскрытия темы;
аргументированность суждений, использование в качестве аргументов не только личного опыта участников олимпиады, но и примеров из литературных произведений, исторических фактов и др.;
отсутствие фактических ошибок.
< >Построение высказывания (2 балла):логичность;связность;
композиционная чёткость, соразмерность частей высказывания;
цельность и завершённость.
< >Речевое оформление (3 балла):Творческий характер высказывания (1 балл):нестандартность трактовки темы;оригинальность композиции, формы высказывания.
Учебный предмет «Информатика»
Олимпиадные задачи по информатике для учащихся I-XI классов составляются по категориям «Программирование – начинающие», «Программирование – профессионалы».
В каждый уровень может быть включено различное количество заданий олимпиадного характера, в скобках должно быть указано максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за правильное решение задачи.
Формализация каждой предлагаемой задачи выглядит следующим образом:
1. создание легенды (легенда – это словесная оболочка математической сути задачи. Легенда должна быть понятной и небольшой. В начале задачи указывается ее название);
2. указание количества баллов за задачу;
3. присутствие ограничения по времени на прохождение каждого теста при машинном тестировании;
4. предъявление формализованного вида входных и выходных данных;
5. присутствие примеров ввода-вывода данных;
6. обязательное приложение к задаче краткого описания решения и достаточный набор тестов, удовлетворяющий современным требованиям.
Пример:
Задача 11. Улов (5 баллов)
Члены Клуба юных любителей рыбалки отправились на местное озеро ловить рыбу. Определите общий улов.
Формат ввода: |
Пример ввода: |
<pre> N – количество рыбаков (N<=12)</pre> <pre> a[1] – количество рыб первого рыбака </pre> <pre> а[2] – количество рыб второго рыбака</pre> <pre> ...</pre> <pre> a[N] – количество рыб N-го рыбака</pre> | <pre> 5</pre> <pre> 4</pre> <pre> 1</pre> <pre> 3</pre> <pre> 2</pre> <pre> 8</pre> |
Формат вывода: |
Пример вывода: |
<pre> kol – общий улов</pre> | <pre> 18</pre> |
Теоретический и практический материал (задачи) для начинающих
последовательно охватывает следующие темы: стандартные алгоритмы (суммирование, подсчет, максимальный, минимальный, поиск) на одномерном и двумерном массивах; приемы разработки новых алгоритмов; функции работы с символами и строками; координаты точки на плоскости, формула расстояния между двумя точками; очередь (на примере задачи о минимальном количестве ходов коня из одной клетки шахматной доски в другую), технология разработки и отладки программ.
В курсе «Программирование – начинающие» ученик должен написать программу, которая решает задачу, вычисляя по входным данным выходные.
Теоретический и практический материал (задачи) для «профессионалов»
последовательно охватывает следующие темы: очередь, геометрия на плоскости, рекурсия, рекуррентные соотношения, динамическое программирование, базовые алгоритмы на графах (поиск в ширину и глубину, кратчайшие расстояния на графах, сильно связанные компоненты, минимальное остовное дерево, максимальный поток), скрытые графы, генерация комбинаторных объектов, (сочетания, перестановки, размещения, множества всех подмножеств), элементы теории чисел, дихотомия, стратегические игры и др.
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по информатике рекомендуется составлять в соответствии с ориентацией на использование инструментальной системы дистанционного обучения (ИСДО)(http://dl.gsu.by). Инструментальная система дистанционного обучения автоматически представляет учащимся необходимый теоретический и практический материал, проверяет присланные решения (ответы на вопросы и программы), дает подробную и интегральную информацию о результатах проверки и обучения учащимся и учителю.
Архивы всех проведенных олимпиад, условия, тесты, результаты доступны непосредственно с сайта ИСДО любому желающему.
Особенности разработки олимпиадных задач по информатике для категории «Начинающие». В первую очередь, постановка задач для младших школьников должна быть выполнена в увлекательной форме. Можно выделить несколько часто встречающихся групп олимпиадных задач:
• Задачи на «стандартный алгоритм» (например, поиск элемента). Смысл задачи заключается в том, что участник должен понять из условия, что от него требуется, и без ошибок реализовывать это. На практике решать задачи этого типа учатся очень быстро.
• Задача на «геометрию». На самом деле эта тема очень обширна, но от участников для решения задачи требуется лишь знать формулу расстояния от точки до точки и уметь ее применять. Целью этой задачи является подготовка участников к теме «геометрия» для того, чтобы использовать в дальнейшем.
•Задача на «строки». Тема строк также достаточно сложна, но от участников требуется лишь владеть типом string и уметь с ним работать. Цель этой задачи – ознакомить участников с этой темой. Если они продолжат дальше заниматься программированием, то эта тема им понадобится.
• Задача на «структуру данных». Эта тема, пожалуй, самая важная из описанных выше. В олимпиадной практике требуются лишь небольшие знания о предыдущих темах. В задачах по информатике структуры данных очень актуальны. Их существует великое множество (AVL деревья, красно-черные деревья, бинарная куча или очередь с приоритетами, очередь, стек, фибоначчиевая куча, дерево Фенрика, различные модификаторы дерева Фенрика, структуры данных с интервальной модификацией и др.). От участников же в категории «Начинающие» требуется лишь владение структурой данных «очередь». На практике задачи на эту тему обычно предлагаются несложные. Цель – ознакомиться со структурами данных.
• Задача на произвольную тему (для разнообразия). Некоторые дают задачи на рекурсию или какое-то рекуррентное соотношение (например, задачи типа «рюкзак») и т.д. В качестве дополнительной, надо готовить такую задачу, которая очень просто пишется, но не очень просто придумывается. В I этапе республиканской олимпиады может участвовать каждый учащийся, поэтому два задания должны быть посильными и в то же время содержать элементы, которые могли быть замечены лишь самыми эрудированными учениками. Остальные задания могут быть более сложными, рассчитанными на сильных учащихся.
Особенности разработки олимпиадных задач по информатике для категории
«Профессионалы». Приведем некоторые критерии и положения, которыми следует руководствоваться при подборе олимпиадных задач:
• новизна и доступная для участников сложность их решения;
• оригинальность идеи, на основе которой составлена задача, причем под оригинальностью понимается не только оригинальность формулировки, условия задачи, а оригинальность подхода к ее решению;
• желательно присутствие как четко структурируемых и четко формализуемых постановок или решений задач, так и нечетко формализуемых, нечетко структурируемых; при этом желательно формализовать решения всех задач, в том числе реализуемых с помощью эвристических процедур, приемов;
• четкая формализуемость и структурируемость, независимо от постановки, решения задач или требования доказательства корректности решения, отсутствие двусмысленностей или же неоднозначностей в решениях задач; при этом очень желательно, чтобы задачи имели различные варианты решения, среди которых есть оптимальное решение (понятие оптимальности конкретизируется в условии задачи), ибо способность к нахождению оптимальных решений в заданной операционной обстановке – одна из основных целей обучения информатике;
• освобождение условия задачи от всего второстепенного и наносного для основной идеи, заложенной в условии или в решении задачи;
• сужение в постановке задачи операционной среды для решения задачи до минимально необходимого, что позволяет выявить как уровень знаний, так и владение этими ресурсами, умение их применения к нахождению оптимальных решений;
• наличие задач различного уровня сложности и одной-двух задач, которые доступны каждому участнику («утешительного характера» задачи), а также наличие возможности выбора задач в задании.
Рекомендуется составлять задания, на решение которых учащиеся будут затрачивать не более 5 часов.
Учебные предметы «Всемирная история» и «История Беларуси»
Задания I этапа республиканской олимпиады для учащихся X-XI классов разрабатываются по аналогии с заданиями заключительного этапа республиканской олимпиады и проводятся в три тура письменно.
Важно, чтобы задания олимпиады включали вопросы, связанные как со всемирной историей, так и историей Беларуси. Необходимо также сбалансировать проблематику вопросов, они должны примерно в равной степени касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики Беларуси.
при подготовке заданий для I этапа олимпиады необходимо обратить внимание на применение учащимися таких навыков и умений, как:
соотносить даты и события с определенной эпохой;
систематизировать даты и события по определенным признакам;
показывать значение важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов;
выделять главное и второстепенное в исторических событиях, явлениях, процессах, объектах и т.д.;
анализировать исторические источники;
критически оценивать историческую информацию, предлагаемую в различных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица, и т.д.);
устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями;
давать разностороннюю характеристику и оценку явлениям, процессам, событиям и личностям в истории.
I тур – «Теоретический»
Следует включать задания, которые требуют развернутого ответа, умения обобщать, делать выводы, приводить аргументы, определения самим учащимся формы и путей построения ответа. Это могут быть такие задания, как:
прочитать текст документа и ответить на вопросы;
заполнить таблицу и сделать вывод;
прочитать выдержки из документов и ответить на вопросы;
составить хронологическую таблицу;
составить комментарий (объясните смысл, переведите даты на современное летоисчисление и т.д.) к фрагменту текста.
Рекомендованное количество заданий I тура − 3-6 блоков, которые могут состоять из 5-10 вопросов и заданий.
II тур – «Практический»
Следует составлять задания, требующие определенного ответа, а также задания, представленные в виде тестовых вопросов. Тестовые вопросы могут быть «закрытыми» (с предложенными вариантами ответов) или «открытыми» (участник должен предложить ответ самостоятельно). При использовании «открытых» тестов необходимо стремиться к максимально четкой формулировке заданий.
Во II туре рекомендуется включить в олимпиадную работу такие задания, как:
определить правильный ответ;
определить термин;
дать определение понятиям;
расставить в правильной хронологической последовательности;
отметить событие, которое произошло раньше;
вычеркнуть лишнее;
определить историческую личность;
определить пропущенное в генеалогической схеме имя;
соотнести элементы двух множеств;
работа на контурной карте.
Рекомендованное количество заданий II тура − 5-10 блоков, которые могут состоять из 5-10 вопросов и заданий.
III тур – «Мультимедийно-тестовый»
Рекомендуется проводить при наличии технических возможностей. Задания мультимедийно-тестового тура демонстрируются, по возможности, каждому участнику индивидуально на отдельном компьютере, либо при отсутствии такой возможности − единовременно для всех участников посредством мультимедийной установки. Также можно использовать изображения, распечатанные на бумажном носителе.
Для заданий мультимедийного тура следует использовать различные изображения (картины, иллюстрации, карикатуры, фотографии) и видеофрагменты (отрывки из художественных, документальных кинофильмов, кадры кинохроник). По сюжетам мультимедийных файлов составляются задания и вопросы.
Примеры вопросов к мультимедийным файлам (примеры не ограничивают варианты вопросов):
< >Внимательно рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы:Внимательно рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:Учебный предмет «Обществоведение»
Задания I этапа республиканской олимпиады для учащихся X-XI классов разрабатываются по аналогии с заданиями заключительного этапа республиканской олимпиады и проводятся в два тура письменно.
I тур – «Теоретический»
В теоретический тур следует включать задания, которые требуют развернутого ответа, высказывания собственной точки зрения. Предложенные для олимпиадной работы вопросы должны быть связаны с различными проблемами, которые рассматривают обществоведческие дисциплины (политология, культурология, социология, философия и т.д.). В I туре рекомендуется включить в олимпиадную работу такие задания, как:
прочитать текст документа и ответить на вопросы;
заполнить таблицу и сделать вывод;
прочитать выдержки из документов и ответить на вопросы;
классифицировать представленные понятия и термины по предложенным критериям;
соотнести элементы двух множеств;
составить комментарий (объяснить смысл, выделить проблему, перечислить наиболее важные аспекты проблемы и т.д.) к фрагменту текста.
Рекомендованное количество заданий I тура − 4-6 блоков, которые могут состоять из 3-10 вопросов и заданий, отдельных структурных компонентов.
II тур – «Практический»
В тур следует включать задания, которые требуют определенного ответа и представлены в виде тестовых вопросов. Тестовые вопросы могут быть «закрытыми» (с предложенными вариантами ответов) или «открытыми» (участник должен предложить ответ самостоятельно). При использовании «открытых» тестов необходимо стремиться к максимально четкой формулировке заданий.
Во II туре рекомендуется включить в олимпиадную работу такие задания, как:
определить правильный ответ;
определить термин;
дать определение понятиям;
установить соответствие (исключив лишнее);
вычеркнуть лишнее;
кроссворд;
заполнить недостающее в схеме;
установить правильную последовательность;
записать недостающее;
распределить в схеме приведенные понятия;
прочитать текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Слова (словосочетания) для дополнения предлагаются;
соотнести элементы двух множеств.
Рекомендованное количество заданий II тура − 5-10 блоков, которые могут состоять из 5-10 вопросов и заданий, отдельных структурных компонентов.
Общее количество заданий рассчитывается исходя из времени, которое дается на их решение (3-4 часа для учащихся X-XI классов).
Критериями оценки ответа участника олимпиады являются следующие:
I тур − ответы на вопросы или задания, которые несут проблемный характер, и на них нельзя дать определенного ответа, вопросы и задания, выполнение которых требует развернутого ответа, обобщения, аргументов, выводов, оцениваются в диапазоне от 2-5 и более баллов.
II тур − вопросы и задания, которые требуют определенный ответ (например, в тестах открытого и закрытого типа) оцениваются в 1-2 балла. Здесь главным критерием оценки является их сложность и объем.
Учебный предмет «Трудовое обучение»
Задания I этапа республиканской олимпиады для учащихся V-IX классов по учебному предмету «Трудовое обучение» включают в себя III тура.
I тур − «Теоретический»
Теоретический тур состоит из теста и предусматривает проверку теоретических знаний. Тест состоит из 25 заданий: закрытого типа (20 заданий) и открытого типа (5 заданий), в которых правильным является только 1 вариант ответа. Каждый правильный ответ заданий закрытого типа оценивается в 1 бал. Задание открытого типа предусматривает формулировку ответа самим участником, правильным является полный ответ, оценивается в 2 балла.
В содержании разрабатываемых тестов необходимо учитывать разделы программы:
Технический труд – 1. Обработка конструкционных материалов:
1.1. Обработка древесины.
1.2. Обработка металлов.
2. Техническое и художественное творчество:
2.1. Техническое творчество.
2.2. Художественная обработка материалов.
Обслуживающий труд – 1. Основы приготовления пищи.
2. Обработка текстильных материалов.
3. Основы домоводства.
4. Основы выращивания растений.
5. Основы проектирования, изготовления и ухода
за изделиями из текстильных материалов.
Кроме заданий по основным разделам необходимо включать дополнительные вопросы из курса, а также учебных предметов «Физика», «Математика», «Технология изготовления швейных изделий», «Конструирование и моделирование», «Основы экономики».
Рекомендуемая продолжительность теоретического тура не более 1 астрономического часа.
II тур − «Практический»
Практический тур состоит из двух этапов:
составление технологической (инструкционной) карты на предложенные изделия по эскизу или чертежу (0,5 часа);
практическое изготовление по текстовому заданию (3,5 часа).
Заготовки, материалы (лоскут ткани), фурнитура, отделочные и прикладные материалы, инструменты, приспособления и учебное оборудование должны быть одинаковыми для всех учащихся на I и II этапах республиканской олимпиады.
Изготовление изделий связано:
с обработкой древесины и металла при выполнении заданий по техническому труду;
с обработкой тканей и рукоделием при выполнении заданий по обслуживающему труду (практические задания должны также включать элементы конструирования, моделирования и изготовление изделий из текстильных материалов, дерева, металла).
Рекомендуемое максимальное количество баллов, которое можно получить за практический тур – 45 (5 баллов составление технологической (инструкционной) карты, 40 баллов практическое изготовление изделия по текстовому заданию).
Рекомендуемая продолжительность практического тура не более 4-х астрономических часов.
III тур − «Творческий»
Творческий тур (защита проектов) – предусматривает защиту самостоятельно разработанного и изготовленного изделия (комплекта изделий). Проект состоит из изделия (комплекта изделий) и пояснительной записки. Пояснительная записка оформляется в соответствии с Требованиями к оформлению пояснительной записки проекта.
Рекомендуемое максимальное количество баллов, которое можно получить за творческий тур – 25 (5 баллов пояснительная записка, 7 баллов защита проекта, 13 баллов проект (изделие или комплект изделий).
На защиту проекта отводится не более 7 минут.
Примечание: не рекомендуется использовать задания третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по трудовому обучению.
Учебный предмет «Математика»
Задания I этапа республиканской олимпиады для учащихся VIII-XI классов по учебному предмету «Математика» необходимо составлять в соответствии со следующими рекомендациями:
1. Число задач в тексте олимпиадной работы должно быть от 4 до 6.
2. Все задачи в тексте работы должны располагаться в порядке возрастания трудности (или сложности).
3. В числе первых задач должны быть 1-2 задачи, доступные большинству учащихся. Это могут быть обычные задачи продуктивного уровня, аналогичные задачам из контрольных работ, а также не изучаемые в школе, но которые должны решить большинство участников.
4. Далее следуют 2-3 задачи повышенной трудности. Это могут быть задачи продвинутого уровня из контрольных работ, но с измененными условиями. Их должна решить примерно половина участников.
5. Последними в тексте располагаются 1-2 задания более трудных, их должны решить единицы.
6. В задания рекомендуется включать материал разных разделов школьного курса математики (как правило, на материал, изученный в данном учебном году и во втором полугодии предыдущего года).
7. В числе заданий текста олимпиады могут быть занимательные задачи, задачи-шутки, софизмы, задачи прикладного характера. Это могут быть логические задачи, задачи на применение принципа Дирихле, инвариантов, графов, задачи на раскраски, уравнения в целых числах и т. п.
8. В качестве одной из задач может быть задача, в условии которой фигурирует год проведения олимпиады.
9. Не должно быть задач с длительными выкладками, задач на использование трудно запоминающихся формул, на использование справочных таблиц.
10. В текстах олимпиад для разных классов могут быть одинаковые задания.
11. Не рекомендуется использовать задания заключительного этапа республиканской олимпиады.
12. Рекомендуемая продолжительность школьной олимпиады для учащихся VIII-XI классов 2-3 часа.
Учебный предмет «Биология»
Задания I этапа республиканской олимпиады по биологии состоят из теоретического и практического туров.
Объём заданий I этапа республиканской олимпиады по биологии должен соответствовать продолжительности проведения туров для учащихся 9 классов - 2 часа, 10-11 классов – 3 часа. Содержание олимпиадных заданий для учащихся 10 и 11 классов должно быть идентичным (в соответствии с III этапом республиканской олимпиады по биологии).
В качестве практического тура (9-11 классы) рекомендуется использовать фрагмент практической работы по ботанике и генетике. Для проведения практического тура можно использовать готовые микропрепараты (ботаника, зоология, гистология). Использование микропрепаратов либо растительных, животных объектов по классам – на усмотрение учителя. Перед проведением практического тура необходимо провести с учащимися ОПБ.
Примерная тематика теоретического и практического туров
I тур − «Теоретический» |
IX класс |
X – XI классы |
Тест |
Морфология растений Анатомия растений Физиология и анатомия позвоночных животных Физиология и анатомия беспозвоночных животных Анатомия и физиология человека Этология Цитология |
Морфология и анатомия растений: корень, типы утолщения стебля, лист, генеративные органы, растительные ткани, соцветия, опыление растений Физиология растений: фотосинтез, плазмолиз, осмотическое давление Анатомия, физиология человека и животных: железы экзокринной секреции, гормоны животных, органы чувств беспозвоночных, спинномозговые нервы млекопитающих, периферическая нервная система, иннервация мышц глаза человека Общая биология: биосинтез белка, трансляция, транскрипция, ДНК, РНК, аминокислоты, геном человека, биотехнология, классы ферментов, генетика, молекулярные задачи Цитология: гиалоплазма, мембраны, компартменты, микротрубочки, рибосомы Этология Микробиология |
Количество заданий |
20 |
30 |
Задания практической направленности |
Циклы развития (голосеменные, покрытосеменные…) Микробиология Задачи с биологическими объектами Тип ветвления стебля Соцветия Формулы цветков Разнообразие и классификация цветковых растений Разнообразие личинок беспозвоночных животных Цитология: растительная, животная клетки |
Задачи по генетике и экологии Типы соцветий Разнообразие и классификация цветковых растений Формулы цветков Циклы развития Разнообразие личинок беспозвоночных животных Этология Цитология Физиология растений |
Количество заданий |
3 |
5 |
Продолжительность |
до 60 мин |
до 120 мин |
II тур − «Практический» |
IX класс |
X – XI классы |
Морфология и анатомия растений Морфология и анатомия животных Гистология |
Практический тур Морфология и анатомия растений Гистология Биохимия: качественные реакции органических веществ |
|
Продолжительность |
до 60 мин |
до 60 мин |
При подготовке ко II этапу республиканской олимпиады рекомендуем рассмотреть следующие темы теоретического тура:
IX класс
Морфология и анатомия растений на повышенном уровне;
Физиология человека и животных на повышенном уровне;
Иммунология на уровне школьной программы;
Микробиология, уровень знаний которой должен выходить за рамки школьной программы;
Математические задачи с использованием биологических объектов.
X и XI классы
Морфология и анатомия растений на повышенном уровне;
Микробиология, уровень знаний которой должен выходить за рамки
школьной программы;
Физиология растений на повышенном уровне;
Иммунология, уровень знаний которой должен выходить за рамки школьной
программы;
Молекулярная биология на повышенном уровне;
Биохимия, уровень знаний которой должен выходить за рамки школьной
программы;
Генетика на уровне школьной учебной программы и на повышенном уровне;
Этология на уровне школьной учебной программы;
Экология на повышенном уровне.
Учебный предмет «Химия»
Объём заданий I этапа республиканской олимпиады по химии должен соответствовать продолжительности проведения туров для учащихся IX классов - 2 часа, IX–XI классов – 3 часа.
I этап республиканской олимпиады по химии состоит из теоретического и практического туров (для отработки первоначальных навыков работы с химической посудой и реактивами). Перед проведением практического тура необходимо провести с учащимися ОПБ.
Примерная тематика теоретического и практического туров
I тур − «Теоретический» |
IX класс |
X – XI классы |
Тест |
Строение атома, распределение электронов по энергетическим уровням Химические и физические свойства металлов Химические и физические свойства неметаллов Окислительно-восстановительные процессы, расстановка коэффициентов в ОВР Генетическая связь между классами органических соединений Горение органических соединений |
Строение атома, распределение электронов по энергетическим уровням ОВР Диссоциация кислот, солей, оснований Горение органических соединений Реакции олиго- и полимеризации органических соединений Генетическая связь между классами органических соединений Правило Марковникова Методы анализа органических соединений Термохимия Качественные реакции в органической и неорганической химии Химия растворов Скорость химической реакции, смещение |
Количество заданий |
10 |
15 |
Цепочка превращений химических веществ |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
Генетическая связь между классами органических соединений |
Количество расчетных задач |
2 |
3 |
Продолжительность |
до 80 мин |
до 120 мин |
II тур − «Практический» |
IX класс |
X – XI классы |
Качественные реакции в неорганической химии |
Качественные реакции в органической химии |
|
Продолжительность |
до 40 мин |
до 60 мин |
Теоретические задания II этапа республиканской олимпиады для учащихся IX–XI классов по учебному предмету «Химия» содержат только задачи, тематика тестового задания – все темы курса химии (общая химия, органика и неорганика).
Уровень трудности заданий по химии для X -XI классов – одинаковый.
I тур – «Теоретический»
Общая тематика части А для всех классов:
стехиометрия (массовая доля; расчет по уравнениям химических реакций, включая параллельные и последовательные превращения; избыток-недостаток реагента);
горение органических соединений (углеводороды, азотсодержащие и другое);
окислительно-восстановительные процессы;
термохимия (X-XI классы);
растворимость веществ в воде;
электролитическая диссоциация, водородный показатель;
химия элементов 15-ой группы;
химия элементов 16-ой группы;
химия d-элементов (4-ый период);
электронное строение молекул органических соединений;
кислотные свойства органических соединений;
углеводы, аминокислоты, жиры (основные классы органических соединений важные для биохимии).
Общая тематика части Б:
IX класс
термическое разложение солей,
генетическая связь между классами неорганических соединений на примере соединений серы или фосфора
X класс
реакции олиго- и полимеризации органических соединений
генетическая связь между классами органических соединений
методы анализа органических соединений
XI класс
реакции олиго - и полимеризации органических соединений
генетическая связь между классами органических соединений
методы анализа органических соединений
II тур – «Практический»
Во всех трех классах необходимо предусмотреть качественный анализ (установление содержимого пробирок). Тонкости и отличия будут заключаться в следующем:
IX класс: неорганические соединения
X - XI классы: неорганические и органические соединения с возможным дублированием реагента.
Учебный предмет «География»
Задания I этапа республиканской олимпиады для учащихся IX–XI классов по учебному предмету «География» рекомендуется разрабатывать по аналогии с заданиями заключительного этапа, которые включают в себя III тура.
I тур – «Теоретический»
Теоретический тур включает тестовые задания, задания на знание понятийного аппарата, выявление причинно-следственных связей и др.
В теоретическом тестовом блоке рекомендуется включать вопросы на знание закономерностей физической географии (до 5 вопросов), особенностей социально-экономического развития стран (до 10 вопросов), вопросы, отражающие географические особенности регионов Республики Беларусь (до 5 вопросов). Не рекомендуется многовариантность ответов на вопросы теста.
В теоретическом блоке на знание понятийного аппарата также необходимо включать вопросы по физической географии материков и стран (до 3 вопросов), социально-экономической географии (до 5 вопросов) и географии Беларуси (до 3 вопросов).
Рекомендуемая продолжительность теоретического тура не более 1 часа.
II тур – «Практический»
Практический тур включает учебную задачу или задание на знание географической карты (1–2 задания); полевая практическая работа с выходом на местность (по возможности).
Рекомендуемая продолжительность практического тура до 30 минут (при полевой практической работе с выходом на местность – 1час 30 минут).
III тур – «Мультимедийный»
Мультимедийный тест должен состоять из 10–15 заданий, представленных на персональном для каждого учащегося компьютере.
Рекомендуемая продолжительность мультимедийного теста не более 30 минут.
Рекомендуется следующая схема оценивания заданий I этапа олимпиады:
теоретический (тестовый) – 1 балл за каждый правильный вариант ответа;
теоретический (задания на знание понятийного аппарата) – от 1 до 2 баллов за каждый правильный вариант ответа в зависимости от сложности формулировки географического понятия;
практический (учебная задача или задание на знание географической карты) – не более 5 баллов за каждый правильный ответ (включая правильный ход решения расчетной задачи);
мультимедийный тест – 1 балл за каждый правильный ответ.
Учебный предмет «Физика»
Задания для проведения I этапа республиканской олимпиады по физике в VI – VIII классах рекомендуется составлять в соответствии с программными требованиями курса учебного предмета «Физика» и материалами республиканских олимпиад.
Для успешного выполнения олимпиадных заданий учащиеся должны ясно понимать основные физические законы, уметь применять их для объяснения природы физических явлений, обладать хорошей сообразительностью и развитым ассоциативным мышлением, умением сосредоточиться на быстрой и точной работе.
При составлении заданий необходимо учитывать, что в I этапе олимпиады может участвовать каждый учащийся, поэтому два задания должны быть посильными и в то же время содержать элементы, которые могут быть замечены лишь самыми эрудированными учащимися. Остальные задания могут быть более сложными, рассчитанными на более подготовленных учащихся.
В олимпиадное задание может быть включено по 4 задания теоретического тура, на выполнение которых рекомендуется отвести:
6 класс – 1,5 часа;
7 класс – 2 часа;
8 класс – 2,5 часа.
При выполнении заданий допускается использование калькулятора, который не относится к категории запрещенных средств хранения, приема и передачи информации.
Задания выполняются с записью краткого условия, переводом единиц, рисунком или схемой (где это необходимо), с полным пояснением решения.
Участникам олимпиады должна предоставляться возможность ознакомиться с результатами проверки работы.
Задания для проведения I этапа республиканской олимпиады по физике в IX–XI классах рекомендуется составлять в соответствии с программными требованиями курса учебного предмета «Физика» и материалами республиканских олимпиад.
Для успешного выполнения олимпиадных заданий учащиеся должны ясно понимать основные физические законы, уметь применять их для объяснения природы физических явлений, обладать хорошей сообразительностью и развитым ассоциативным мышлением, умением сосредоточиться на быстрой и точной работе.
При составлении заданий необходимо учитывать, что в I этапе олимпиады может участвовать каждый учащийся, поэтому два задания должны быть посильными и в то же время содержать элементы, которые могут быть замечены лишь самыми эрудированными учащимися. Остальные задания могут быть более сложными, рассчитанными на сильных учащихся. Кроме того, можно включить несложное задание экспериментального характера (например: измерение какого-либо параметра тела; определение некоторой зависимости физических величин; определение электрической, оптической или кинематической схемы «черного ящика»), не требующее много времени на выполнение. Выполняя это задание, учащийся должен провести анализ, оценить точность результатов эксперимента. Для подготовки такого задания необходимо использовать оборудование физического кабинета, соответствующее требованиям техники безопасности.
В экспериментальное задание можно включить измерение таких величин, как: плотность (закон Архимеда), удельное электрическое сопротивление (закон Ома), коэффициент трения (на наклонной плоскости), коэффициент жесткости пружины (закон Гука), ускорение свободного падения (математический маятник), показатель преломления (закон Снеллиуса), длина волны света (дифракционная решетка) и т.д.
Экспериментальное олимпиадное задание должно быть четко сформулировано, иметь исследовательский характер, выполняться на простом оборудовании за ограниченное время, приводить к количественным результатам, допускающим после соответствующей математической обработки наглядную и физически верную интерпретацию.
В олимпиадное задание может быть включено по 4 задания теоретического тура, на выполнение которых рекомендуется отвести 3 часа, и 1 экспериментального тура (время выполнения 1,5 часа). Перерыв между турами 0,5 – 1 часа для расстановки оборудования экспериментального тура, либо небольшой перерыв для перехода в другой кабинет.
Участникам олимпиады должна предоставляться возможность ознакомиться с результатами проверки работы.
Учебный предмет «Астрономия»
Задания для проведения I этапа республиканской олимпиады по астрономии рекомендуется составлять в соответствии с программными требованиями курса учебного предмета «Астрономия» и материалами республиканских олимпиад.
В задания I этапа олимпиады рекомендуется включать по 5-6 не связанных друг с другом заданий: 4-5 из этих 6 заданий должны иметь односложную структуру решения, связанную с применением одного-двух астрономических фактов или физических законов, и 1-2 задания должны требовать последовательного применения сразу нескольких фактов или законов.
В задания рекомендуется включать содержимое 1 и 2 разделов учебника, задания на законы движения планет (законы Кеплера) и закон всемирного тяготения. В качестве практического задания рекомендуется задание на знание
звездного неба, умение пользоваться картами звездного неба и (или) виртуальными планетариями.
При выполнении заданий допускается использование калькулятора, который не относится к категории запрещенных средств хранения, приема и передачи информации.
Задания выполняются с записью краткого условия, переводом единиц измерения, рисунком или схемой (где это необходимо), с полным пояснением решения.